Нарушение сроков ремонта автомобиля
Нарушение
сроков ремонта авто – это типичное несоблюдение прав потребителя при получении
услуг в автосервисе.
Определить, что
сроки ремонта транспортного средства (ТС) сорваны можно, если юридически
грамотно оформлены документы на выполнение этой услуги.
Как правильно заключить
договор на ремонт автомобиля?
На ремонтные работы в автосервисе важно заключить договор или составить иной письменный
документ (заказ-наряд, квитанция), в котором обязательно перечислены виды
предстоящих работ.
Чаще всего стороны
подписывают заказ-наряд, в котором на лицевой стороне указывается, к какому
сроку должны быть выполнены работы. В подписанном документе перечисляется также
следующая информация:
Сведения об организации (автосервисе). Наименование
фирмы, ее юрадрес, для ИП – фамилия, имя, отчество и сведения о государственной
регистрации.
Сведения о клиенте. Фамилия, имя,
отчество, адрес и контактный телефон.
Дата приема заказа и сроки его выполнения. Если услуга
выполняется частями, то в договоре обознаются периоды, когда оказываются
ремонтные работы, можно указать промежуточные сроки завершения этапов
выполнения услуги. Автосервисы устанавливают сроки ремонта автомобиля самостоятельно
по соглашению с заказчиком.
Стоимость оказываемой услуги, порядок и форма оплаты.
Марка и модель ТС, государственный номер
Перечень услуг, которые будут оказаны. Исполнитель
перечисляет запасные части и материалы, которые будут он предоставляет в
процессе ремонта, их количество и стоимость.
Запчасти, которые предоставляет автовладелец. Запчасти может
предоставить для ремонта и автовладелец. К некоторым узлам и агрегатам
установлены федеральными законами требования, в таком случае в документе следует
указать, что предоставленные заказчиком услуги детали соответствуют
обязательным требованиям.
Гарантийный срок на работу прописывается
в документе, если на выполняемые работы он установлен.
Иные данные,
необходимые для выполнения ремонта автомобиля.
Сведения о лице, принявшем заказ: должность,
фамилия, имя, отчество, его подпись. Ставится подпись потребителя
(автовладельца).
Отсутствие этих
сведений в договоре о ремонте автомобиля, согласно Кодексу РФ об
административных правонарушениях, чревато последствиями для исполнителя.
Второй документ
– это акт сдачи-приема ТС.
Некоторые
работы выполняются в присутствии автовладельца, поэтому заключается устная
сделка, но выдается квитанция (талон, кассовый чек). А если машина остается в
автосервисе для выполнения работ, то вместе с договором составляется приемосдаточный
акт. Он
необходим, чтобы избежать споров после ремонта о состоянии автомобиля. В нем
полностью описываются внутренние составляющие салона (коврики, акустика и
т.д.), видимые повреждения ТС.
- Марка, модель, государственный регистрационный номер, год
выпуска, VIN.
- Пробег на одометре, чтобы избежать ситуации, когда цифра
после ремонта намного больше, чем при сдаче машины в ремонт.
- Комплектность машины.
- Видимые дефекты и повреждения машины (царапины кузова и
т.д.).
- Причина обращения в автосервис, поломка, которую требуется
устранить.
- Дата, подпись заказчика, расшифровка (фамилия, имя, отчество).
- Подпись, должность, фамилия, имя, отчество представителя
компании-исполнителя услуги.
- Оба документа (договор и акт приема-сдачи) составляются в 2
экземплярах.
Как быть, если
автосервис, ремонтируя один узел, нанес повреждения другому узлу или агрегату?
В этом случае требуйте возместить в двукратном размере стоимость поврежденной
детали. Обратитесь за помощью к опытному автоюристу!
Законодательное
регулирование сроков ремонта автомобиля
Что делать, если срок проведения ремонтных работ не прописан в договоре
(заказ-наряде)? Ориентироваться на закон: п. 2 ст. 314 Гражданского кодекса РФ,
где написано, что работы выполняются в «разумный срок».
Несколько
документов регламентируют ремонтные работы автомашины физического лица, а не
предпринимателя, который использует транспортное средство для ведения
предпринимательской деятельности.
- Постановление Правительства РФ №290 от
11.04.2001 (Правила оказания услуг/выполнения работ по техническому
обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств);
- Закон РФ №2300-1 «О защите прав
потребителей» от 07.02.1992 (гл. III Защита прав потребителей при выполнении
работ/оказании услуг);
- Положение РД 37.009.026-92 о
техобслуживании и ремонте автотранспортных принадлежащих гражданам (утверждено
Приказом Минпрома РФ №43 от 01.11.1992).
Максимальные
сроки ремонта автомобиля отличаются. Зависят от того, импортная машина или
отечественная, ремонтируется в официальном сервисе или нет, ремонт по гарантии
или по КАСКО и т.д. Максимальные сроки ремонта ТС есть для каждого случая.
Отечественные
автомобили. В дилерских центрах сроки прописаны в положении о техническом
обслуживании и ремонте автотранспортных средств (п. 3.2.11). Самый сложный
ремонт выполняется не больше 50 рабочих дней. А перекраска кузова – максимум за
20 рабочих дней. В неофициальных сервисах отечественные автомобили и иномарки
ремонтируются не более 45 дней, согласно закону о защите прав потребителей (п.
1 ст. 20).
Что делать
автовладельцу, если срок ремонта нарушен?
Потребовать возместить
убытки, попросить скидку (если хотите, чтобы работу закончил этот же сервис),
расторгнуть договор (вернуть аванс, если вы не подписывали акт приема работ); обратиться
в другой автосервис, но у первого потребовать возмещения расходов.
Эти требования
прописаны в ст. 28 закона «О защите прав потребителей».
Ваши права
потребителя нарушены? Напишите претензию по поводу нарушенных сроков ремонта.
Вашу жалобу проигнорировали? Значит, можно привлекать к решению проблемы
государственные службы и высшие инстанции. Но не каждая госслужба и инстанция
может повлиять на процесс и срок ремонта вашей машины или на возврат денег.
Рассмотрим все
варианты: куда может обратиться автовладелец, которому в срок не выполнили
ремонт машины?
Автосервисы
контролирует Роспотребнадзор. Предоставление некачественных услуг входит в их
сферу интересов.
Если ремонт
делается по полису ОСАГО или КАСКО, можно обращаться в Российский Союз Автостраховщиков
(РСА).
Не получилось
решить проблему путем написания претензии? Можно обращаться в суд. Но иск в суд
предполагает длительные разбирательства. А претензия в автосервис должна быть
составлена в соответствии с нормами документов данного вида.
Поэтому стоит
обратиться к автоюристу для грамотного составления документов. 8-918-432-40-30. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем выше шанс добиться справедливости.
Советуем
сохранять все документы, связанные с ремонтом вашего автомобиля, так как договоры,
счета, накладные пригодятся, чтобы подтвердить сам факт ремонта и расходы на
него.
Рассмотрим
подробнее, что нужно делать автовладельцу, если автосервис нарушил срок ремонта
автомобиля.
Пишите
претензию, в которой обязательно укажите свои требования и решимость отправиться
в суд. Написание претензии исполнителю услуги в данном случае необязательно,
так как речь идет о защите прав потребителя. Но суды требуют приличных затрат
времени, сил, здоровья, денег. Попробуйте решить спорную ситуацию мирным путем.
Претензия составляется в 2 экземплярах: один – представителю автосервиса,
который имеет право принимать подобные документы, второй – вам. На вашем
экземпляре ставится отметка автосервиса: дата принятия претензии и подпись
уполномоченного лица.
Если сервис не выполняет ваши требования, изложенные в претензии,
добровольно, то подавайте иск в суд .
Экспертизу в
данном случае заказывать не нужно: оценивается не качество ремонта и нарушение
сроков.
Иски
потребителя не облагаются госпошлиной, если цена иска менее миллиона рублей
(п. 3 ст. 17 закона «О защите прав потребителей», пп. 4, 2, 3 ст. 333.36 Налогового
кодекса РФ).
Здесь советуем воспользоваться помощью автоюриста. Потому что от
грамотного составления иска зависит успех решения вашего спора в суде.
Вот список того, на что имеет право автовладелец, чей автомобиль не
отремонтирован вовремя.
Неустойка. За каждый день просрочки – 3% от стоимости
ремонта. Если автомобиль на гарантии, то 1% от стоимости ТС. Сроки выплаты
неустойки начинаются со дня, когда истек срок ремонта, указанный в договоре, и
до дня его фактического завершения. Неустойка не может быть больше стоимости
самого ремонта (п. 5 ст. 28 закона «О защите прав потребителей»). Выплатить
неустойку автовладельцу должна организация, которая приняла автомобиль на
ремонт (производитель, дилер, магазин).
Проценты за пользование вашими деньгами. Если вы отказались
от ремонта и требуете вернуть вам аванс, то можно посчитать и потребовать
проценты. Ведь автосервис пользовался вашими деньгами, а услугу так и не оказал.
Период начисления процентов: со дня начисления неустойки и до дня возвращения
суммы аванса.
Компенсацию за моральный вред. Сумму можно в
иске указать любую, но судебная практика такова: сумма снижается весьма
существенно, до символической, например, 500 рублей. Статья 15 Закона «О защите
прав потребителей» гласит: «Размер
компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера
возмещения имущественного вреда».
Штраф. Если дело дошло до суда, то автосервис
оплатит штраф, 50% от суммы, полученной автовладельцем (п. 6 ст. 13 Закона «О
защите прав потребителей»).
Судебные расходы. Проигравшая
сторона оплачивает судебные расходы не только свои, но выигравшей стороны. Туда
входят: услуги юриста, оформление нотариальной доверенности представителя; если
сумма иска более 1 миллиона рублей, то госпошлина и т.д.
Другие требования. Автовладельцы
сталкиваются с ситуацией, когда сервис не отдает автомобиль, требуя оплатить те
работы, что уже произведены. В иск можно включить требование вернуть вам
машину.
Срок ремонта ТС
по гарантии не может быть более 45 дней. Это зафиксировано в статье 20 Закона «О
защите прав потребителей».
Если указанный
срок нарушен, то можно возвратить авто продавцу (покупатель получает деньги),
заменить авто на аналогичный, взыскать неустойку за каждый день просрочки
ремонта в размере 1% от цены машины.
Вернуть
автомобиль можно, если поломка существенная или возникла не в первый раз.
Началом срока
ремонта считается момент обращения к продавцу и письменное требование устранить
неполадки в машине.
В случае конфликтной ситуации вам нужны будут документы, которые
подтвердят дату обращения и причину обращения к продавцу. Согласно п. 3 ст. 20 Закона
«О защите прав потребителей» вам обязаны выдать заказ-наряд или заявку на
ремонт.
Зафиксируйте
дату обращения в заказ-наряде или заявке на ремонт. Обязательно укажите
сведения о причине обращения, например, большой расход масла и т.д. Уточните в
документе, что машина передается на гарантийный ремонт, а не на проведение
проверки на платной основе.
Иногда дилеры
устанавливают очередь на ремонт, в документах прописывают условие, что
гарантийный ремонт начинается со дня приема машины дилером, а он может
наступить и через два месяца. Данные условия договора незаконны.
В соответствии
со ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» на период гарантийного ремонта
продлевается гарантийный срок автомобиля.
Вы отдали
машину на гарантийный ремонт и не получили вовремя, согласно договору или
закона? Напишите претензию в автосалон, отправьте ее заказным письмом с описью.
В претензии изложите суть проблемы, свои требования (что вы хотите: вернуть
автомобиль продавцу, а себе деньги; получить вместо ремонтируемого авто новый
такой же марки и модели; получить пени за каждый день просрочки ремонта и
т.д.).
Если через 10
дней автосалон не ответит на вашу претензию или ответ нарушает ваши права
потребителя, то вы имеете право обращаться с иском в суд.
Скачать шаблон претензии в автосервис
Поделиться данной статьей в социальных сетях