Исследование обстоятельств ДТП

Исследование обстоятельств ДТП

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – ситуация, в которую может попасть любой водитель. И для выяснения обстоятельств и определения виновной стороны требуется экспертное исследование ДТП. Если последствия серьезные, то виновника привлекают к гражданской, административной или уголовной ответственности.


Расследования и разбирательства происходят в суде, назначаются разные экспертизы, ключевая из них – экспертиза обстоятельств ДТП, один из видов автотехнической экспертизы.


Цель ее – построить развернутую и подробную схему ДТП; изучить обстановку во время ДТП и его динамику, реконструировать события, восстановить все факторы, даже самые мелкие, но повлиявшие на случившееся.

У дорожно-транспортного происшествия может не оказаться свидетелей, или свидетели дают недостаточные или противоречивые показания. Важно восстановить точную картину случившего, «вскрыть» сам механизм ДТП.

Экспертизу может заказать как потерпевший, так и виновник ДТП.


Причины, чтобы заказать исследование обстоятельств ДТП:

  • Показания одних участников (свидетелей) противоречат другим;
  • В деле объявились свидетели, которых на месте происшествия не было;
  • Страховая компания не согласна, что застрахованному автомобилю был нанесен ущерб третьими лицами;
  • Авария произошла из-за плохого качества дорожного покрытия, поэтому водитель хочет предъявить требование к дорожной службе; ссылка 
  • У участников ДТП возник имущественный спор, идет арбитражный процесс;
  • Признанный виновным в ДТП не согласен с решением;
  • Водители сами хотят разобраться в случившемся.

Исследование обстоятельств ДТП назначается по решению суда: данные из уголовного дела изучаются, но из них исключается правовая оценка произошедшего.

Что становится материалом для исследования? Протоколы осмотра места происшествия, схема ДТП, протокол осмотра (проверки) транспортного средства (ТС), его техническое состояние; справки по ДТП, видео- и фотоматериалы, объяснения, заключения экспертиз (судебно-медицинской или трасологической).

Кто может проводить экспертизу по уголовному делу? Как государственные экспертные учреждения, так и другие организации, у которых данная деятельность – уставная.


Если экспертизу проводит организация, лаборатория, ИП, у которых экспертная деятельность не записана в уставе, то в рамках уголовного процесса результаты этой экспертизы признаются недопустимым доказательством, полученным с нарушением требований процессуального кодекса, значит, исключаются из уголовного дела.

Поэтому организацию, которая будет исследовать обстоятельства ДТП, выбирайте внимательно.

Как проводится исследование обстоятельств ДТП?

Если инициатор – участник дорожно-транспортного происшествия или его представитель, то вначале готовится ходатайство следователю (или в суд) о проведении экспертизы ДТП.

Следователь выносит постановление (судья – определение) о назначении экспертизы.


Выбирается организация, составляется и подписывается договор.

Изучаются обстоятельства и материалы дела.

Определяются цели и задачи проводимой экспертизы.

Ставятся вопросы, на которые эксперт должен дать ответы.

Определяются материалы, которые нужны для производства экспертизы. Они отбираются с учетом их достоверности, законности получения, достаточности для проведения исследования. Если доказательства можно поставить под сомнение, то их лучше исключить из рассматриваемых материалов, чтобы не ставить под сомнение и саму экспертизу. Действия эксперта регламентируются федеральными законами РФ.

Участники ДТП знакомятся с материалами, могут составлять ходатайства о включении в исследование каких-либо сведений.

По структуре исследование обстоятельств ДТП похоже на любое экспертное исследование. Это сложная процедура, требующая специальных знаний, проведения расчетов, моделирования ситуации и эксперимента.

Включает в себя изучение самой дорожно-транспортной ситуации (ДТС), расчет параметров движения транспортного средства и пешеходов, иных объектов во время ДТП, анализ действий или бездействия участников.

Специалист ставит несколько десятков задач (вопросов), ответы на которые он дает в отчете. Вопросы делятся на группы:

  • исследовать факторы, которые оказали влияние на ход аварийной ситуации;
  • изучить состояние и ответственность водителей, участвовавших в конкретном ДТП.

Главные в экспертизе ответы на вопросы: как должен был повести себя водитель, согласно правил дорожного движения, как мог в конкретной дорожной ситуации и как повел себя в ситуации на дороге.

Каждое ДТП – уникально, но есть типичные задачи, которые стоят перед экспертом при исследовании обстоятельств дорожно-транспортного происшествия:

  • Определить скорость движения каждого ТС.
  • Определить тормозной путь и полный остановочный путь каждого ТС; определить время, которое потребовалось для преодоления указанного расстояния (остановочное время).
  • Определить, каково время преодоления транспортными средствами определенных участков пути.
  • Определить в заданные моменты времени удаление ТС от места ДТП.
  • Установить, была ли техническая возможность предотвратить ДТП водителями ТС в заданные моменты времени.
  • Установить момент, когда для движения возникла опасность, когда водители должны были принять экстренные меры, чтобы предотвратить ДТП.
  • Если место столкновения – перекресток, то определить, кто из водителей-участников ДТП первый выехал на него.
  • Восстановить историю действий водителей.
  • Определить действия водителя в дорожно-транспортной ситуации в соответствии с правилами дорожного движения; т.е. какими ПДД должны руководствоваться водители, чтобы избежать аварии.
  • Установить, была ли у водителя техническая возможность совершить действия, регламентированные ПДД, чтобы избежать опасности для движения (в момент возникновения опасности или в иной заданный момент), например, снизить скорость, объехать.
  • Участники происшествия совершили действия для снижения или устранения вероятности аварии, если «да», то насколько полно.
  • Имелись ли посторонние или внутренние факторы, влиявшие на водителя, и из-за которых он не мог полностью или частично выполнить маневры, которые исправили аварийную ситуацию на дороге.
  • Определить причинную связь между наездом (столкновением, опрокидыванием) и действиями водителя во время управления ТС (или бездействием).
  • Установить техническое состояние транспортного средства: исправно или имелись повреждения (поломки или заводской брак).
  • Выявить причины технического характера, из-за которых ТС потеряло управление или устойчивость.
  • Неисправности возникли в момент ДТП или имелись до него.
  • Была ли у водителя возможность обнаружить поломку или брак до ДТП.
  • Проверить достоверность свидетельских показаний (потерпевших, обвиняемых, свидетелей). Данные, полученные в результате изучения объективно-технической информации (технические расчеты) сопоставляются с показаниями свидетелей.
  • Проанализировать погодные условия во время ДТП.
  • Изучить состояние дорожного полотна на месте аварии.
  • Проанализировать другие объекты и их перемещения в момент ДТП, например, пешеходов.

Одинаковых аварий не бывает.

Поэтому вопросы, на которые должен дать ответ эксперт в своем заключении, составляются конкретные, вытекают из конкретного дорожно-транспортного происшествия.


Больше ответов – дольше по времени и сложнее по выполнению исследование обстоятельств ДТП, нужны дополнительные экспертизы в рамках исследования обстоятельств ДТП, например, трасологическая экспертиза - это поэтапное исследование многих нюансов, проводимое по специальной методологии. Которое создает полное и подробное описание обстоятельств ДТП.


Анализ следов и обломков дает ответ на вопрос: какие ТС принимали участие в ДТП? Определяется участие и неучастие конкретного ТС в ДТП, когда автомобиль получил повреждения: до или во время расследуемого ДТП?

Используются методы экспертизы лаков, красок и ГСМ, иные прикладные типы исследований, которых достаточно много: инженерные данные, сведения метеорологов.


Результат экспертизы ДТП – это полная картина случившегося: что или кто – причина ДТП, в этом месте, в такой последовательности, отдельные обстоятельства, связи изученных факторов.

Опытный сертифицированный эксперт может быстро ухватить нужные ориентиры в процессе изучения дорожно-транспортного происшествия, так как занимается этим ежедневно на протяжении многих лет.


Экспертизу осуществляет комиссия, один специалист также может выполнить эту работу, привлекая других специалистов: экспертов по лакам, краскам и ГСМ, трасологов. Эксперт запрашивает дополнительные материалы, документы, по его запросу могут повторно опросить любого участника ДТП или свидетелей.

Эксперты не подменяют следствие или суд, лишь дают ответы на вопросы в рамках своей профессиональной компетенции. Но именно автоэксперт устанавливает и доказывает наличие вины (виновности) в действиях водителя, пешехода, пассажира, дорожной службы и т.д. в случившемся ДТП.


Результат исследования – это экспертное заключение, которое заверяется подписью и печатью экспертной организации, оформленное согласно Федеральным стандартам отчетности.

Заключение включает исходные данные, описание проведенных исследований; расчетная часть, выводы эксперта, дополненные фотографиями, чертежами и схемами.


Заключение – юридический документ, следовательно, может использоваться как доказательство в ходе судебного заседания, включаться в материалы дела. Если нужно, эксперт дает показания в суде, например, разъясняет свои выводы или проведенные экспертные мероприятия.

Экспертиза обстоятельств ДТП считается наиболее сложным и трудоемким исследованием обстоятельств ДТП.


Что делать, если результаты экспертизы не в пользу водителя? Можно ходатайствовать о назначении повторной экспертизы, но это считается исключительной мерой, так как требуются веские основания, а не простое желание одного из участников ДТП или его представителя.

Мотивированное ходатайство о проведении повторной экспертизы помогут составить юристы компанииVid-Expert. 8-918-432-40-30

Поделиться данной статьей в социальных сетях